Консалтинг для предпринимателя

Наталья Смирнова

С чего начинается бизнес

На самом начальном этапе развития бизнеса, в фазе развития, (см. рис. 1) индивидуальный предприниматель только приходит к осознанию того, что ему нужно создавать свое дело. Он задается вопросом: "С чего начать?". Наиболее частые проблемы, с которыми он сталкивается, это, как правило:

Важно отметить, что от того, насколько удачно будут решены данные проблемы, во многом будет зависеть и будущий успех всего бизнеса, поэтому на данном этапе предпринимателю следует привлекать профессионалов в качестве советчиков. Многие предприниматели пытаются минимизировать первоначальные затраты на создание бизнеса, мотивируя это тем, что важно начать работу, и тогда все решится само собой. Кроме того, услуги специализированных компаний кажутся им чрезмерно дорогими. На деле будущие владельцы бизнеса экономят, именно когда прибегают к сторонней помощи. Ведь будучи непрофессионалами и создавая дело впервые, они рискуют допустить ошибку, которая будет стоить им немалых денег.

Пример 1

Рис. 1. Фазы развития бизнеса

Рис. 1. Фазы развития бизнеса

На данном этапе наиболее востребованными могут стать услуги специалистов следующих областей:

"Смутное" время

Первое время существования бизнеса (окончание фазы развития и фаза роста) очень часто проходит довольно сумбурно: первоначально поставленные задачи забываются, неясно достаточно ли работников. На этом же этапе бизнес может разрастись до таких размеров, что предприниматель уже не сможет им управлять в одиночку. Перспективы бизнеса в будущем изложены нечетко, нет стратегии развития. На этом же этапе возникает потребность в дополнительных инвестициях для развития.

Пример 2

Пример 3

Оглянуться назад

Итак, мы рассмотрели фазы развития и роста бизнеса. За ними следует фаза зрелости, когда рост выручки постепенно снижается и стабилизируется, бизнес становится более управляемым и предсказуемым, появляются новые, более динамично развивающиеся конкуренты. На данном этапе предприниматель, чаще всего, более всего озабочен тем, что прибыльность его дела снижается вследствие снижения темпов роста выручки.

Пример 4

Наряду с этим, на стадии зрелости могут быть востребованы услуги по снижению издержек, что также будет способствовать росту прибыли предпринимателя.

Пример 5

На этапе зрелости чаще всего могут быть востребованы консультанты следующих специализаций: маркетинг, стратегия, бизнес-анализ и в меньшей степени – инвестиции.

Оценка эффективности привлечения внешних специалистов

Часто именно стоимость услуг внешних специалистов отпугивает предпринимателей от обращения к ним за помощью. На самом деле, достаточно оценить выгоду от их привлечения и соответствующие затраты, чтобы понять, что стоимость услуг не так высока и себя оправдывает.

Пример 6

Таблица 1. Эффект от привлечения консультанта

Параметры оценки привлечения консультанта

Затраты

Результаты

Стоимость услуг консультанта: 20 000 руб.

Экономия по процентным выплатам в 5 000 руб.

Рост суммы кредита на 50 000 руб. позволил приобрести новый товар и получить дополнительную прибыль в 76 000 руб. через 2 месяца

Итого

- 20 000

+ 81 000

Суммарный эффект

61 000

Эффект/затраты (рентабельность услуг консультанта)

61000/20000 = 3,05, то есть на 1 рубль затрат на привлечение консультанта пришлось более 3 рублей дополнительной прибыли

Надо добавить, что эффект от привлечения консультантов не ограничивается ростом выручки или снижением затрат. Разумеется, в конечном итоге все приводит именно к этому, но в более краткосрочной перспективе индивидуальный предприниматель может получить от внешнего специалиста и нечто менее осязаемое:

  1. Опыт применения конкретных методик (например, по описанию своих функций, по составлению бизнес-плана, по инвестиционному анализу).
  2. Полезные связи (например, связи с другими консультантами, с сотрудниками банков, у которых налажены хорошие взаимоотношения с привлекаемым консультантом).
  3. Знания о новых возможностях и решениях (например, знания о новых программных продуктах по управлению финансами, составлению схем).

Все это позволяет в дальнейшем получить дополнительную прибыль предпринимателю, например:

Оценка внешних консультантов

Ранее мы рассматривали упущенную выгоду, которая образуется у индивидуального предпринимателя, который отказывается от услуг консультантов (см. Пример 6). Все ли столь просто? Конечно, не всякий консультант обеспечит предпринимателю рост выручки или снижение затрат. Как не прогадать с выбором специалиста?

При встрече консультант должен предоставить предпринимателю подробный перечень выполненных им проектов, из чего можно будет сделать вывод о его опыте в необходимой сфере.

Желательно также поинтересоваться у специалиста по поводу наличия у него рекомендаций от прежних клиентов, узнать, много ли у него постоянных клиентов, и, по возможности, связаться с ними и узнать их мнение о консультанте.

Вместе с этим следует узнать о результатах каждого выполненного специалистом проекта, причем желательно – в количественном выражении (сколько составил рост прибыли, сколько было сэкономлено, сколько новых клиентов было привлечено). При анализе предоставленных значений лучше всего руководствоваться здравым смыслом. Так, если консультант постоянно оперирует астрономическими значениями, его лучше не привлекать.

Разумеется, лучший выход – это поиск консультантов по рекомендациям знакомых.

В любом случае, сторониться консультантов не стоит – достаточно просто аккуратно подходить к их выбору.

Таким образом, многие индивидуальные предприниматели, считая каждый рубль, пытаются экономить, в том числе на привлечении внешних специалистов. Другое дело, что эти затраты, которые они считают необоснованно завышенными, могут принести гораздо более существенный рост прибыли, чем отказ от таких затрат. Важно оценивать не только стоимость услуг, но и потенциальный эффект от их использования, который может многократно превосходить потраченные рубли. Поэтому выражение "копейка рубль бережет" для консалтинговых услуг не применимо.


Версия для печати

Яндекс.Метрика Rambler's Top100
Информационный портал

Содержит более 3 000 инфор-мационных и методических материалов по управлению, примеров бизнес-процессов и показателей (KPI), а также материалы Видеокурсов.

Перечень материалов >>

Войти

Ближайшие семинары

1-2 апреля, г. Москва
"Технологии и стандарты описания и оптимизации бизнес-процессов. Разработка регламентов." Подробнее >>

3 апреля, г. Москва
"Функционально-стоимостной анализ бизнес-процессов (ФСА). Расчет трудозатрат и численности персонала." Подробнее >>

11-12 апреля, г. Москва
"Анализ и оптимизация оргструктуры. Повышение организационной эффективности. Регламентация." Подробнее >>

25-26 апреля, г. Москва
"Разработка стратегических целей (BSC) и ключевых показателей (KPI). Построение системы мотивации на основе KPI." Подробнее >>

+7 (495) 220-56-57,  788-72-47

info@betec.ru

     Вопрос/Заявка 
 Консультирование Типовые услуги и проекты Стартовый семинар-практикум Сопровождение проекта Стандарт описания процессов Проверка качества диаграмм Нагядность диаграмм Оценка зрелости процессного ...  Курсы и обучение Видеокурсы + на заказ Расписание семинаров   Корпоративные семинары БШБА школа бизнес-аналитика  Книги Настольная книга аналитика Описание процессов в BPMN... Процессное управление  Бизнес-инженер Бизнес-инженер 11 Бизнес-инженер Корпорация Бизнес-инженер Веб-портал График-студио Лайт Прайс-лист  Программные продукты Битрикс24 Microsoft Visio Business Studio  Магазин процессов О магазине бизнес-процессов Каталог и стоимость процессов Нотации описания процессов  Решения Решения для Банков Решения для ВУЗов Стратегия и BSC/KPI Бизнес-процессы Оргструктура HR-инжиниринг Качество Проекты


Подписка на новостную рассылку
Введите Ваш e-mail:

Copyright © 2001-2024
БИТЕК

Бизнес-инжиниринговые технологии

Построение бизнес-процессов и организационное проектирование

НОВОСТИ О КОМПАНИИ ВИДЕО ПУБЛИКАЦИИ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ